Archive for 27.03.2018

«Ребенок с расстройствами аутистического спектра. Общаться как?!».

 Многие дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) не используют речь, чтобы сообщить о своих потребностях и желаниях. Однако при этом не говорящие дети демонстрируют другие виды коммуникации – например, они показывают пальцем на интересующий их предмет или тянут за собой родителя к предмету, который хотят получить.

Вне зависимости от того, как развиты языковые навыки ребенка, важно определить, что приемлемо для вашего ребенка, что для него сложно и на что он реагирует. Вот три быстрых и простых совета, которые помогут вам узнать больше о своем ребенке и облегчат коммуникацию с ним.

1.Идентификация

Первый шаг для родителей – это идентифицировать мотивы, движущие вашим ребенком. Что ему нравится? На какие объекты он реагирует? Никто не знает вашего ребенка лучше вас самих. Определить, какие занятия и предметы он любит больше других – это ключевой фактор в обучении его навыкам коммуникации.

Оценку предпочтений называют лучшим способом узнать, что нравится вашему ребенку больше всего. Ее можно поручить специалисту по поведению или психологу, но можно выполнить и самому. Для этого разместите в пределах досягаемости ребенка несколько предметов, и наблюдайте за тем, что он возьмет первым, и с чем будет играть дольше всего. Если вы проведете несколько таких оценок с разными предметами, у вас получится целый список объектов и занятий, которые любит ваш ребенок.

2.Мотивация

Многие родители падают духом, и это можно понять. Они хотели бы, чтобы дети общались «нормально»: произносили свое имя, называли свой возраст и адрес и даже умели говорить «привет». Однако такой подход не учитывает интересы самого ребенка, и, поэтому, не мотивирует его к общению.

Однако если ребенок осознает, что результатом акта общения будет выполнение их желаний и удовлетворение потребностей, то у него появляется мотивация самому начинать коммуникацию, просить о чем-то и постоянно пополнять свой словарный запас.

Таким образом, первыми словами, которые вы можете ожидать от ребенка, должны быть названия тех предметов и занятий, которые он любит. Учите его тому, что совпадает с его собственной мотивацией, а не тому, чего хочется вам самим.

3.Поощрение

Когда родители идентифицировали предметы и занятия, мотивирующие их детей, стратегия развития навыков коммуникации становится простой: повторение и поощрение.

Будьте готовы отвечать на правильную коммуникацию соответствующим поощрением. Например, если ваш ребенок начал просить вас: «книжка», «мяч» и «пластилин», эти три предмета должны быть всегда доступны – и это побуждает ребенка использовать эти слова всегда. Можно сказать, что вы объясняете ребенку, зачем нужен язык.

Это может оказаться самым сложным для выполнения, и потребовать от вас немало усилий по организации и планированию. Вам может потребоваться разместить в каждом месте, где играет ваш ребенок, его любимые предметы, и обучить всех общающихся с ним взрослых, чего и как требовать от ребенка, когда он просит о чем-то. Однако эти усилия не пропадут даром, а реализуются в лучших коммуникативных навыках вашего маленького ученика.

Будучи взрослыми, мы часто недооцениваем, насколько сложным процессом является вербальная коммуникация, и каких комплексных усилий она требует. Детям, которые только осваивают азы общения, необходимо очень упрощенное обучение, чтобы развить умение говорить.

Используйте предложенную трехступенчатую схему:

  1. Определите стимул
  2. Применяйте его для мотивации
  3. Поощряйте ребенка за использование языка

И вы шаг за шагом продвинетесь к полноценному общению!

Педагог-психолог МБУ «ЦПП»   Черенкова Д.Н.

РМО на тему: «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога образовательных учреждений». Семинар-практикум.

22.03.2018 года на базе МБУ «ЦПП» состоялось очередное заседание районного методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов, проведенного в форме семинара-практикума на тему: «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога образовательных учреждений».

 

Педагог-психолог МБУ «ЦПП» Питкова Н.В., представила статью старшего преподавателя Лесосибирского пед.института (Красноярский край) Мартыновой М.А.. Автор раскрывает историю возникновения метафорических карт, показания к их применению в работе с клиентами, принципы их использования в ходе взаимодействия с клиентом, достоинства, а также основные варианты работы с их применением.

Наталья Викторовна подробно остановилась на основных этапах извлечения информации в работе с метафорическими картами. Это – восприятие, проекция, идентификация, ассоциация и метафора.

С помощью презентации был сделан обзор наиболее известных колод метафорических карт и представлены техники работы с ними.

В групповой работе специалистам СПС было предложено попробовать на себе эффективность практического применения метафорических карт. Работа была направлена на проработку механизмов осознавания своей личности на профессиональном пути.

Специалисты отметили особенности работы:

  • быстрое достижение доверительной комфортной атмосферы
  • работу на бессознательном уровне
  • использование иррационального мышления и воображения.
  1. В индивидуальной работе было представлено, как можно с помощью метафорических карт проработать личные переживания, кризисные моменты или острые травмирующие ситуации

        

Активное участие в работе РМО приняли педагоги-психологи образовательных учреждений города и района: Савина А.В., Микаелян А.С., Сыч И.А., Руденко А.С., Лимонченко И.В. (СРЦ), и социальный педагог Гольдберг С.Ю.

Директор МБУ «ЦПП» Земба И.Ю., обратила внимание на заполнение документов школьных консилиумов на выпускников с ОВЗ, отметив недочеты и халатное отношения школьных психологов и завучей ОУ. А также напомнила про приоритетные направления в работе школьного психолога – это суицидальные риски и профилактическая работа в целом.

 

Решили:

Использовать метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент в работе с трудными психологическими ситуациями. Осуществлять с их помощью проективную диагностику, консультативную и коррекционную работу.

Обратить внимание на заполнение документов для районной ПМПК.

Активизировать профилактическую работу.

Педагог-психолог МБУ «ЦПП»  Питкова Н.В.

Районная постоянно действующая ПМПК по освидетельствованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целях  обеспечения своевременного выявления и первичной комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям, комплектования дошкольных  групп и учреждений компенсирующего вида  района организуется районная постоянно действующая психолого — медико-педагогическая комиссия по освидетельствованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Порядок работы комиссии:

СРОКИ  РАБОТЫ  —   каждая 2-я и 4-я пятница месяца учебного года,

с 16  апреля по 31 мая 2018 г. для укомплектования коррекционных групп в  МБДОУ для детей с нарушением речи и зрения (с выездом в ДОУ), детей школьного возраста с задержкой психического развития и нарушением интеллекта; несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с действующим законодательством.

ВРЕМЯ РАБОТЫ КОМИССИИ  —   с 9 00  до 15 00  часов, на базе

МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (здание МБОУ СОШ №5, вход со спортплощадки).

                    Предварительная запись на  комиссию по телефонам:

                           89514959739, Земба Ирина Юрьевна,

                          89515393274, Черенкова Дарья Николаевна,

                          понедельник – пятница с 8 30  до 17 00 ч.

                        Список документов для предоставления на ПМПК:

Направление на ПМПК образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации.

Копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии).

Выписка из истории развития ребенка с заключениями* врачей-специалистов из медицинской организации по месту жительства (регистрации).

*Медицинские заключения действительны в течение одного года с момента оформления. 

Характеристика обучающегося (воспитанника), выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций).

Табель текущей успеваемости.

Письменные работы ребёнка по русскому (родному) языку, математике для детей школьного возраста за текущий учебный год.

Результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, поделки).

Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся в образовательной организации).

 Заключение (заключения) комиссии о результатах раннее проведённого обследования ребёнка.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост